fedorovskaja (fedorovskaja) wrote,
fedorovskaja
fedorovskaja

Categories:

ОТРАЖЕНИЯ

Помнится, как-то всем курсом Архитектурного на часах по рисунку изображали гипсовые головы на бумаге в карандаше... На курсе было много студентов разной национальности, в том числе, и афро-американцы, как это модно теперь называть. И один из принцев какой-то маааленькой, никому неизвестной страны, как раз учился в одном потоке вместе со мной. Вы можете представить Сократа-негра? Вот именно это "принц" и изобразил. Если б не знать историии и посмотреть только этот рисунок, можно даже не сомневаться: Сократ не был белым никогда! Ну и весь курс ходил как на экскурсию, в основном - поржать...

Вот тогда я впервые задумалась насколько мы отражаем во всём окружающем именно себя и прошлась по всем рисункам, авторов коих я более-менее представляла. Ни одной осечки! Все, буквально, совали себе себя под нос. Сократы менялись от автора к автору, как в пропорциях так и в чертах лица. У того, кто худощав, Сократ был посуше, у того, кто в теле, Сократ добрел на глазах, у кого глаза мелкие - соответственно и тыды...

Но самое удивительное не в деталях, самое удивительное в том, что какой бы степенью мастерства студенты не обладали, Сократы отражали характер автора. И если иметь хоть какую наблюдательность, можно сразу определить где-чей. Что, собственно, и вынуждены были делать преподаватели, потому что на первом курсе не все студенты подписывали свои работы как это положено.

Я всё это к чему? Когда человек выражает себя в искусстве, то, что мы называем стиль(когда это можно так назвать) - это сам человек как есть, это не систематизированный набор элементов, чтобы было интересно смотреть, это выражение особенностей этого конкретного человека в проявленном мире. И в каждом произведении искусства мы так или иначе смотрим на портрет автора.

И когда человек вяжет, шьёт, строгает, вытачивает, лепит что-то из обыденного предметного ряда, он показывает себе и всем остальным - какой он. Если вещь перегружена запасом прочности, человек показывает свою надёжность. Если вещь тоненькая и неизвестно на чём держится, человек показывает свою хрупкость. Если вещь оптимальна по сочетанию функция-конструкция-эстетика, то это о балансе. И так во всём, что мы делаем, индивидуально, даже если по готовому рецепту. Мы всё равно прибавляем какую-то мелочь от себя и "оттенок" конечного продукта - меняется. Нам нравится придавать свой характер любому, к чему прикасаемся.

А как же быть с объективностью, если отражения настолько субъективны? А что это, объективность? Не состоит ли она из сотен, тысяч, миллионов субъективностей, чтобы в их объединённости и стать объективностью? Тогда любая субъективность - тоже правда, главное, чтобы не претендовала - на единственную)))).

Тех сократов показать не могу, зато у меня есть учебная работа на тему "ярость". Студенты(далеко не дети) лепили череп, потом накладывали мышечный каркас, а затем работали с изображением эмоции. Сколько студентов, столько отражений, ни одной одинаковой головы, обратите внимание. Представляете насколько по разному мы воспринимаем мир?
Tags: восприятие, отражение, практическая эзотерика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments