fedorovskaja (fedorovskaja) wrote,
fedorovskaja
fedorovskaja

Category:

Про женское и мужское

Решила оставить себе ещё один ориентир по Кену Уилберу.

Какой тип: мальчик или девочка?

Типами называются элементы, которые могут присутствовать на любой стадии и в любом состоянии. Для примера можно привести широко известную типологию Майерс-Бриггс (ее основные типы – чувствующий, мыслящий, ощущающий и интуитивный). На любой стадии своего развития вы можете относиться к любому из этих типов. Такого рода "горизонтальные типологии" могут быть весьма полезны, особенно в сочетании с уровнями, линиями и состояниями. Чтобы показать это, мы воспользуемся "мужским" и "женским".

Кэрол Гиллиган в своей чрезвычайно авторитетной книге "Другой голос" отметила, что и мужчины, и женщины, как правило, проходят через три или четыре основных стадии морального развития. Ссылаясь на большой объем исследовательских данных, Гиллиган указывает, что эти три или четыре стадии можно назвать доконвенциональной, конвенциональной, постконвенциональной и интегрированной. В самом деле, они очень схожи с теми тремя простыми стадиями развития, которые мы используем, – на сей раз в приложении к моральным способностям.

Гиллиган обнаружила, что первая стадия представляет собой мораль, всецело сосредоточенную на "мне" (в связи с чем эта доконвенциональная стадия называется также эгоцентрической). На второй стадии развития мораль сосредоточена на "нас", так что мое самоотождествление выходит за пределы "меня" и распространяется на других человеческих существ из моей группы (в связи с чем эта конвенциональная стадия нередко называется также этноцентрической, традиционалистской или конформистской). На третьей стадии морального развития мое самоотождествление снова расширяется, на этот раз от "нас" до "всех нас", всех человеческих существ (или даже всех живых существ) – вот почему данная стадия нередко называется мироцентрической. Моя забота и сострадание распространяется теперь не только на меня (эгоцентризм) и не только на мою семью, племя или нацию (этноцентризм), но на все человечество, на всех мужчин и женщин независимо от расы, цвета кожи и вероисповедания (мироцентризм). Если же мое моральное развитие на этом не закончится, и я дойду до четвертой стадии, которую Гиллиган называет интегрированной, то…

Что ж, прежде чем мы рассмотрим этот важный вывод книги Гиллиган, давайте отметим ее основной вклад. Гиллиган подчеркивает, что женщины, как и мужчины, проходят через указанные три или четыре основных иерархических стадии развития. Она совершенно верно называет их иерархическими, потому что способность к заботе и состраданию с каждой стадией возрастает. Однако женщины, как она говорит, проходят эти стадии, пользуясь другой логикой – они развиваются "по-другому", ведут в этой песне "другую партию".

Мужская логика, или мужская "партия" основана, как правило, на понятиях самостоятельности, справедливости и права, тогда как женская логика или "партия", как правило, основана на понятиях взаимоотношений, заботы и ответственности. Мужчины стремятся управлять, женщины – общаться. Мужчины следуют правилам, женщины – связям. Мужчины смотрят, женщины трогают. Мужчины склонны к индивидуализму, женщины – к взаимоотношениям. Один из любимых анекдотов Гиллиган: Играют маленькие мальчик и девочка; мальчик говорит: "Давай играть в пиратов!" Девочка отвечает: "Давай играть, будто мы соседи". Мальчик: "Нет, я хочу играть в пиратов!" – "Хорошо, ты будешь соседом-пиратом".

Мальчишки не любят, когда девочки присутствуют во время их игр вроде футбола: женская и мужская партии здесь плохо сочетаются, так что нередко получается сумбур вместо музыки. Скажем, мальчик во время игры в футбол получает вторую желтую карточку, его просят покинуть поле и поэтому он начинает плакать. Другие мальчики остаются безучастны к его слезам и ждут, пока он уйдет; в конце концов, правило есть правило, и правило гласит: две желтые карточки – и тебя удаляют. Гиллиган указывает, что если в этот момент у поля будет девочка, она вероятнее всего начнет кричать: "Да ну, ребята, дайте ему еще один шанс!" Она видит, что мальчик плачет и хочет ему помочь, хочет к нему прикоснуться, хочет его исцелить. Однако мальчишек ее поведение бесит, ведь для них участие в игре служит посвящением в мир правил и мужской логики. Поэтому, говорит Гиллиган, мальчики будут ранить чувства, дабы спасти правила, а девочки нарушать правила, дабы спасти чувства.

У них другая партия, другой голос. Девочки, как мальчики, проходят через три или четыре стадии морального развития (эгоцентрическую, этноцентрическую, мироцентрическую, интегрированную), но делают это по-другому, используя другую логику. Гиллиган называет эти чисто женские иерархические стадии развития себялюбием (соответствует эгоцентрической стадии), заботой (соответствует этноцентрической стадии),вселенской заботой (соответствует мироцентрической стадии) и интегрированной стадией. Опять-таки, почему это иерархия? Потому что способность к заботе и состраданию с каждой стадией возрастает. (Не все иерархии плохи, и это хороший тому пример.)

Итак, что собой представляет четвертая, интегрированная стадия? Согласно Гиллиган, на четвертой и высочайшей из доступных нашему сознаванию стадий морального развития, мужская и женская партия в каждом из нас проявляют тенденцию к интеграции, то есть объединению в одно целое. Это не значит, что человек на этой стадии постепенно перестает отличать мужское от женского и посему становится каким-то пресным андрогинно-бесполым существом. Более того, мужское и женское измерения личности на этой стадии могут даже усилиться. Но это и в самом деле означает, что человек начинает по-дружески относиться к мужским и женским тональностям в своей личности, даже если обычно он исполняет преимущественно ту или иную партию.

Tags: женское, мужское, практическая эзотерика
Subscribe

  • ПРО МОЛОЧКУ

    Текст не против молочки, а за разумное её использование. И это касается любого инструмента из тех, что даны нам природой, будь то грибы, зерно,…

  • ПРО КАПУСТУ И НЕ ТОЛЬКО

    Изучение размера куска капусты в сторону уменьшения, чтобы поджелудочная могла пропустить этот продукт в организм без нежелательных последствий,…

  • ЭНЕРГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ - 37

    Кто герой?: вампир, демон, эльф, единорог, фей, дракон? Что нашли нового для себя? Что из сказанного вызывает сомнения? Что сами нарыли про еду и её…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments